Суббота, 14.06.2025
Библиотека книг читать скачать
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Скачать книги для чтения: PDF, TXT, FB2, EPUB DOC, DOCX, RTF, HTM, HTML,

       
Гештальт-терапия
  
       

Фредерик Перлз
ГЕШТАЛЬТ СЕМИНАРЫ
Гештальт-терапия до-словно

Институт общегуманитарных исследований Москва, 1998
ББК 53.57 П 27
Frederick S. Perls Gestalt Therapy Verbatim
Real People Press. Utah. 1969
Перевод с английского: Влада Кислюк
Натэлла Майсурадзе Редактор: Влада Кислюк Художник: Андрей Бондаренко Корректор: Дмитрий Айнабеков Компьютерная верстка: Евгений Матусевич
Книга издана при участии издательства "Университетская книга", С.-Петербург, и Московского Центра Вальдорфской педагогики.
ISBN 5-88230-058-4 © Frederick S. Perls, 1969
ISBN 5-7914-0008-Х © Андрей Бондаренко. оформление, 1998
© Институт общегуманитарных исследований, серия, перевод, 1998
ПРЕДИСЛОВИЕ
Эта книга была создана на основе аудиозаписей, сделанных на двухдневных семинарах, которые Фритц Перлз проводил в Институте Эзален (Биг Сур, Калифорния) с 19(56 по 1968 годы.
Исправления были сведены к минимуму: речь участников семинара была слегка отредактирована лишь в тех случаях, когда она становилась совершенно бессвязной. Были также добавлены некоторые коментарии и объяснения Перлза. Участники «Интенсивного гештальт-семинара» разрешили использовать свои настоящие имена, все остальные имена были изменены.
Первые четыре главы представляют собой лекции, в которых Перлз излагает основные принципы гештальт-терапии. Вторая часть — это семинар по работе со сновидениями. Метод проведения семинара следующий: человек, который хочет работать с Перлзом, выходит из зала на сцену и садится на «горячий стул». Играя роль какого-либо элемента своего сна, он пересаживается на «пустой стул».
Третья часть — это интенсивный гештальт-семинар по работе со сновидениями. Он отличается от предыдущего семинара тем, что в нем могут активно участвовать (то есть выходить на сцену) лишь определенные люди, работавшие с Перлзом до этого. Остальные лишь наблюдают.
И еще несколько замечаний.
Тире в конце предложения обозначает резкий обрыв фразы.
Когда человек ведет диалог с собой и пересажиет-ся с «горячего кресла» на «пустое кресло», в тексте это обозначается красной строкой.
БЕСЕДЫ
Беседа 1
Я хотел бы начать с самых простых идей, которые, как обычно, трудно понять именно потому что они так просты. Я хотел бы начать с вопроса о контроле. Существует два вида контроля: внешний контроль — это когда меня контролируют другие люди, их приказы, мое окружение и так далее — и внутренний контроль, который возникает внутри каждого организма, наша собственная природа.
Что такое организм? Мы называем организмом любое живое существо у которого есть органы, организация, внутри которого существует саморегуляция. Организм зависит от своей среды. Каждому организму необходима среда для обмена веществ и тому подобного. Физическая среда необходима нам для взаимодействия с едой, воздухом и так далее; в социальной среде происходит взаимообмен дружбы, любви, гнева. Но внутри организма существует невероятно тонкая система — мы являемся множеством клеток, каждая из которых посылает сообщения организму в целом, а организм в ответ заботится о потребностях клеток и делает все, что необходимо для самых разных частей организма.
Прежде всего, организм всегда работает как единое целое. Нельзя сказать, что мы обладаем печенью или сердцем. Мы являемся печенью, сердцем и всем остальным, но и это не совсем верно. Мы являемся не просто суммой разных частей, но и координацией — очень тонкой координацией всех этих кусочков, из которых и состоит организм. Философы прошлого полагали, что мир — это сумма
БЕСЕДЫ

7
частей. Вы сами знаете, что это не правда. Первоначально мы состояли из одной клетки. Эта клетка разделилась и продолжала делиться до тех пор, пока не сформировались органы с особыми функциями, такие разные и все же зависящие друг от друга.
И вот тут-то нам придется дать определение здоровью. Здоровье — это оптимальный баланс всего, чем мы являемся. Заметьте, что я несколько раз подчеркнул слово являться, потому что как только мы говорим, что мы обладаем организмом или, что мы обладаем телом, мы тут же создаем раскол — появляется я, которое обладает телом или организмом. Мы являемся телом, мы являемся кем-то (somebody), мы так и говорим: «I am somebody», «I am nobody». Так что это скорее вопрос существования, а не обладания. Вот почему мы называем свой подход экзистенциальным: мы существуем как организмы — такие же организмы, как растения, животные и прочие, и мы связаны с внешним миром точно так же, как любой другой природный организм. Курт Голдштейн первым выдвинул концепцию организма, как единого целого, и порвал с медицинской традицией, которая утверждала, что мы обладаем печенью, что мы обладаем тем или этим, и что все эти органы можно изучать по отдельности. Он очень близко подошел к реальности, но реальность — это экологический аспект. Нельзя отделять организм от его среды. Растение, вырванное из своей среды, не может выжить и человек тоже не выживет, если будет изъят из своей среды, лишен кислорода, пищи и всего остального. Поэтому мы всегда должны рассматривать тот сегмент мира, в котором мы живем, как часть себя. Куда бы мы не отправились, мы всегда берем с собой кусочек мира.
А если все это так, тогда мы постепенно начинаем понимать, что люди и организмы могут общаться друг с другом, и это пространство можно назвать Mitwelt — общий мир, в котором живете и вы и другие. Вы говорите на определенном языке, у вас есть определенные привычки и два мира где-то пересекаются. Там где они пересекаются, возможно общение. Заметьте, что когда люди встречают-
8

Фредерик Перлз Г Е Ш Т А Л Ь Т - С Е М И Н А Р Ы
ся, сначала они разыгрывают гамбит — один говорит: «Ну как дела?» «Хорошая сегодня погода», а другой что-нибудь отвечает. Таким образом они отправляются на поиски общих интересов, общего мира, где им обоим будет интересно, где они смогут общаться и, внезапно, смогут превратиться из Я и Ты в Мы. Возникает новое явление, Мы, которое отличается от Я и Ты. Мы не существует, а состоит Я и Ты, из вечноменяющейся пограничной зоны, где встретились эти двое. А когда мы встречаемся там, то в процессе общения, я меняюсь и ты меняешься, все меняются, кроме — об этом мы еще много будем говорить — кроме людей, у которых есть характер. Если у вас есть характер, значит вы выработали ригидную систему. Ваше поведение становится предсказуемым, вы теряете способность свободно контактировать с миром и со своими ресурсами. Вы реагируете на события согласно одной жесткой схеме, которую предписывает характер. То, что я скажу может показаться парадоксальным: у самой богатой, самой продуктивной, творческой личности характера нет. Наше общество требует, чтобы у человека был характер и не просто характер, а хороший характер, чтобы он был предсказуемым, управляемым и так далее.
Давайте подробнее поговорим о том, как связан организм со своим окружением; тут мы должны ввести понятие эго-границы. Граница очерчивает предмет. Когда у предмета появляются границы, его можно выделить из окружающей среды. Сам по себе предмет занимает некоторое пространство. Возможно, небольшое. Возможно, он хочет быть больше или хочет быть меньше — возможно, он не доволен своим размером. Тут мы сталкиваемся с еще одной новой концепцией: желание измениться основывается на неудовлетворенности. Каждый раз, когда вы хотите измениться или изменить свое окружение, основой всегда является неудовлетворенность.
В общем можно сказать, что границу между организмом и средой мы воспринимаем как то, что под кожей и то, что снаружи кожи, но это очень, очень размытое определение. Например, когда мы вдыхаем, вдыхаемый
БЕСЕДЫ

9
воздух — это все еще часть внешнего мира или это уже часть нас? Если мы съели пищу, мы ее перевариваем, но нас может и вырвать, так где же начинается я и где же кончается чужеродный внешний мир? Так что эго-граница не фиксированно.. Если она зафиксировалась, тогда она превращается в характер, в панцирь, как у черепахи. У черепахи твердая, фиксированная граница. Наша кожа не настолько фиксированная, не говоря уже о дыхании и прикосновениях. Эго-граница — это очень, очень важная вещь. Это совершенно особое явление. В общем, мы можем назвать эго-границу отделением «я» от «других», и в гештальттерапии принято писать «я» с маленькой буквы. Я знаю, многие психологи пишут «я» с большой буквы, как будто «я» — это что-то замечательное, что-то невероятно ценное. Они отправляются на поиски «я», как на поиски сокровищ. «Я» — это всего лишь нечто, отделенное от других. «Я сам это сделаю», означает, что больше никто этого делать не будет, это будет делать только этот организм.
Для эго-границы характерны два явления: отождествление и отчуждение. Я отождествляю себя со своими движениями: я говорю, что я двигаю рукой. Когда я вижу, что вы там сидите в определенной позе, я не говорю: «Я там сижу», я говорю: «Вы там сидите». Я отличаю то, что происходит здесь, от того, что происходит там, и у этого отождествления есть несколько аспектов. Я нам куда дороже, чем другие. Если я отождествляюсь, скажем, со своей профессией, тогда это отождествление может стать настолько сильным, что если я лишусь своей профессии, то почувствую, что не могу больше существовать и лучше мне покончить с собой. Помните, сколько народу совершило самоубийство в 1929 году, из-за того, что они настолько отождествились со своими деньгами, что жизнь стала бессмысленной, когда они их потеряли.
Мы легко отождествляемся со своей семьей. Если унизили кого-то из нашей семьи, у нас такое чувство, б у д -то унизили нас. Вы отождествляетесь со своими друзьями. Солдаты сто сорок шестого пехотного полка считают себя
10

Фредерик Перлз ГЕШТАЛЬТ-СЕМИНАРЫ
лучше солдат сто сорок седьмого, а солдаты сто сорок седьмого чувствуют себя достойнее солдат сто сорок шестого. Итак, внутри эго-границы — связь, любовь, сотрудничество; за пределами эго-границы — подозрение, неизвестность, враждебность.
Эта граница может легко изменяться, как в современных войнах — граница доходит до тех мест, которые, скажем, контролирует наша авиация. Эту территорию занимает безопасность, известность, целостность. А за границей чужие, враги и, как только встает вопрос о границах, тут же возникает конфликт. Если бы мы признавали свое сходство, мы бы и не подозревали о существовании границ. Но, поскольку мы охотно признаем непохожесть, мы тут же сталкиваемся с проблемой враждебности, отвержения — отталкивания. «Не подходи к моим границам», «Не подходи к моему дому», «Не подходи к моей семье», «Не подходи к моим мыслям». Итак, вы уже видите полярность принятия и отвержения — аппетита и отвращения. Всегда присутствует полярность: внутри границ нам все знакомо, все правильно; за границей все чужое и неправильное. Внутри хорошо, снаружи плохо. Наш Бог — правильный Бог. Другой Бог — чужой Бог. Мои политические убеждения святы, они мои; другие политические убеждения — плохие. Если государство воюет, его солдаты — ангелы, а все враги — дьяволы. Наши солдаты заботятся о бедных семьях; враги их грабят. Любое понятие о добре и зле, о правильном и неправильном всегда связано с границей, с тем, по какую сторону от забора я нахожусь.
А теперь я хочу дать вам несколько минут, чтобы вы это переварили, прокомментировали и посмотрели, куда мы забрались. Вы должны немножко впустить меня в свой мир или выйти из своего мира во внешнюю среду, например, на эту сцену.
Вопрос: Когда человек влюблен, его собственные эго-границы расширяются и включают в себя другого, который до этого был чем-то внешним?
БЕСЕДЫ

11
Фритц: Да. Эго-граница превращается в нашу границу: мы с тобой отделились от всего мира и, в момент любовного экстаза, мир исчезает.
В: Если двое влюблены, принимают ли они — могут ли они принять друг друга настолько полно, что их границы расширятся и полностью включат в себя всех остальных, или они могут включить в себя только тех, с кем контактируют?
Ф: Ну, это очень интересный и уместный вопрос. И непонимание этого приводит к трагедиям и катастрофам. Обычно мы любим не человека. Это бывает очень, очень редко. Мы любим определенное качество этого человека, которое либо совпадает с нашим поведением, либо дополняет его, обычно это что-то, что дополняет нас. Мы думаем, что любим всего человека, а на самом деле другие аспекты этого же человека вызывают у нас отвращение. Поэтому, когда мы с этим сталкиваемся, когда этот человек ведет себя так, что вызывает у нас отвращение, мы, опять-таки, не говорим: «Вот это твое поведение отвратительно, хотя, когда ты ведешь себя по-другому, мне это очень нравится». Мы говорим: «Ты отвратителен — убирайся из моей жизни».
В: Но, Фритц, разве тоже самое не относится и к личности? Включаем ли мы себя в границы целиком? Разве нет такого, что мы отказываемся включить в свои эго-границы?
Ф: Ну, об этом мы поговорим, когда дойдем до внутреннего раскола, до фрагментации личности. Как только вы говорите: «Я это в себе принимаю», вы тут же делите личность на я и на себя. Сейчас я говорю о более или менее полном контакте организма, а не о патологии. Вообще-то, среди нас очень мало целостных людей.
В: А как насчет обратной ситуации, например, ненависти или сильного гнева? Не сужаются ли от этого эго-границы до такой степени, что ненависть одного человека к другому заполняет всю его жизнь?
Ф: Нет. Функция ненависти — выкинуть кого-нибудь за границу. В экзистенциальной психиатрии мы ис-
12 Фредерик Перлз ГЕШТАЛЬТ-СЕМИНАРЫ
пользуем термин отчуждение, отвержение. Мы отвергаем человека, а если его существование представляет для нас угрозу, мы хотим его уничтожить. Но это определенно изгнание за границу, за пределы нашей территории.
В: Ну, это я понимаю. Я просто пытаюсь понять, какая интенсивная ситуация — интенсивное вовлечение в какую ситуацию — что делает в эго-границах. Уменьшает ли она их или делает более ригидными?
Ф: Ну, безусловно делает более ригидными. Я хотел бы отложить такие вопросы до разговора о проекциях. Патология зафиксировала факт, что мы любим и ненавидим только самих себя. Где бы ни находился любимый или ненавидимый предмет, за границей или внутри нее, это связано с разрывами границы.
В: Фритц, ты упомянул полярность притяжения и отвращения, но ведь можно чувствовать и то и другое по отношению к одному и тому же человеку, а это, как я понимаю, создает конфликт.
Ф: Именно об этом я и говорю. Вас привлекает не человек; не человек вызывает у вас отвращение. Если вы присмотритесь, то увидите, что вас привлекает определенное поведение или часть этого человека, и если вы случайно обнаружите, что одновременно и любите и ненавидите нечто в одном и том же человеке, вы тут же попадете в затруднительное положение. Гораздо проще испытывать отвращение по отношению к одному человеку и любить другого. Сейчас вы любите этого человека, потом — ненавидите, но если любовь и ненависть возникают одновременно, вы не знаете, что делать. Это во многом связано с тем, что гештальт устроен таким образом, что только одна фигура, один предмет может выйти на передний план — поэтому, в основном, мы думаем о чем-то одном, потому что если разрядки требуют противоположные желания или разные фигуры, то нас охватывает смятение, мы расщепляемся и фрагментируемся.
Я уже вижу, какого рода возникают вопросы.
читать скачать
Поиск
Copyright MyCorp © 2025
Создать бесплатный сайт с uCoz