Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Скачать книги для чтения: PDF, TXT, FB2, EPUB DOC, DOCX, RTF, HTM, HTML,-
- Гештальт-терапия
-
-

- Фредерик Перлз
-
ГЕШТАЛЬТ СЕМИНАРЫ
-
Гештальт-терапия до-словно
-
- Институт общегуманитарных
исследований Москва, 1998
-
ББК 53.57 П 27
-
Frederick S. Perls Gestalt Therapy Verbatim
-
Real People Press. Utah. 1969
-
Перевод с английского: Влада
Кислюк
-
Натэлла Майсурадзе Редактор:
Влада Кислюк Художник: Андрей Бондаренко
Корректор: Дмитрий Айнабеков
Компьютерная верстка: Евгений
Матусевич
-
Книга издана при участии
издательства "Университетская
книга", С.-Петербург, и Московского
Центра Вальдорфской педагогики.
-
ISBN 5-88230-058-4 © Frederick S. Perls, 1969
-
ISBN 5-7914-0008-Х © Андрей Бондаренко.
оформление, 1998
-
© Институт общегуманитарных
исследований, серия, перевод, 1998
-
ПРЕДИСЛОВИЕ
-
Эта книга была создана на основе
аудиозаписей, сделанных на двухдневных
семинарах, которые Фритц Перлз проводил
в Институте Эзален (Биг Сур, Калифорния)
с 19(56 по 1968 годы.
-
Исправления были сведены к
минимуму: речь участников семинара
была слегка отредактирована лишь в тех
случаях, когда она становилась совершенно
бессвязной. Были также добавлены
некоторые коментарии и объяснения
Перлза. Участники «Интенсивного
гештальт-семинара» разрешили использовать
свои настоящие имена, все остальные
имена были изменены.
-
Первые четыре главы представляют
собой лекции, в которых Перлз излагает
основные принципы гештальт-терапии.
Вторая часть — это семинар по работе
со сновидениями. Метод проведения
семинара следующий: человек, который
хочет работать с Перлзом, выходит из
зала на сцену и садится на «горячий
стул». Играя роль какого-либо элемента
своего сна, он пересаживается на «пустой
стул».
-
Третья часть — это интенсивный
гештальт-семинар по работе со сновидениями.
Он отличается от предыдущего семинара
тем, что в нем могут активно участвовать
(то есть выходить на сцену) лишь
определенные люди, работавшие с Перлзом
до этого. Остальные лишь наблюдают.
-
И еще несколько замечаний.
-
Тире в конце предложения
обозначает резкий обрыв фразы.
-
Когда человек ведет диалог с
собой и пересажиет-ся с «горячего
кресла» на «пустое кресло», в тексте
это обозначается красной строкой.
-
БЕСЕДЫ
-
Беседа 1
-
Я хотел бы начать с самых простых
идей, которые, как обычно, трудно понять
именно потому что они так просты. Я
хотел бы начать с вопроса о контроле.
Существует два вида контроля: внешний
контроль — это когда меня контролируют
другие люди, их приказы, мое окружение
и так далее — и внутренний контроль,
который возникает внутри каждого
организма, наша собственная природа.
-
Что такое организм? Мы называем
организмом любое живое существо у
которого есть органы, организация,
внутри которого существует саморегуляция.
Организм зависит от своей среды. Каждому
организму необходима среда для обмена
веществ и тому подобного. Физическая
среда необходима нам для взаимодействия
с едой, воздухом и так далее; в социальной
среде происходит взаимообмен дружбы,
любви, гнева. Но внутри организма
существует невероятно тонкая система
— мы являемся множеством клеток, каждая
из которых посылает сообщения организму
в целом, а организм в ответ заботится
о потребностях клеток и делает все, что
необходимо для самых разных частей
организма.
-
Прежде всего, организм всегда
работает как единое целое. Нельзя
сказать, что мы обладаем печенью или
сердцем. Мы являемся печенью, сердцем
и всем остальным, но и это не совсем
верно. Мы являемся не просто суммой
разных частей, но и координацией —
очень тонкой координацией всех этих
кусочков, из которых и состоит организм.
Философы прошлого полагали, что мир —
это сумма
- частей. Вы сами знаете, что
это не правда. Первоначально мы состояли
из одной клетки. Эта клетка разделилась
и продолжала делиться до тех пор, пока
не сформировались органы с особыми
функциями, такие разные и все же
зависящие друг от друга.
-
И вот тут-то нам придется дать
определение здоровью. Здоровье — это
оптимальный баланс всего, чем мы
являемся. Заметьте, что я несколько
раз подчеркнул слово являться, потому
что как только мы говорим, что мы
обладаем организмом или, что мы обладаем
телом, мы тут же создаем раскол —
появляется я, которое обладает телом
или организмом. Мы являемся телом, мы
являемся кем-то (somebody), мы так и говорим:
«I am somebody», «I am nobody». Так что это скорее
вопрос существования, а не обладания.
Вот почему мы называем свой подход
экзистенциальным: мы существуем как
организмы — такие же организмы, как
растения, животные и прочие, и мы связаны
с внешним миром точно так же, как любой
другой природный организм. Курт
Голдштейн первым выдвинул концепцию
организма, как единого целого, и порвал
с медицинской традицией, которая
утверждала, что мы обладаем печенью,
что мы обладаем тем или этим, и что все
эти органы можно изучать по отдельности.
Он очень близко подошел к реальности,
но реальность — это экологический
аспект. Нельзя отделять организм от
его среды. Растение, вырванное из своей
среды, не может выжить и человек тоже
не выживет, если будет изъят из своей
среды, лишен кислорода, пищи и всего
остального. Поэтому мы всегда должны
рассматривать тот сегмент мира, в
котором мы живем, как часть себя. Куда
бы мы не отправились, мы всегда берем
с собой кусочек мира.
-
А если все это так, тогда мы
постепенно начинаем понимать, что люди
и организмы могут общаться друг с
другом, и это пространство можно назвать
Mitwelt — общий мир, в котором живете и вы
и другие. Вы говорите на определенном
языке, у вас есть определенные привычки
и два мира где-то пересекаются. Там где
они пересекаются, возможно общение.
Заметьте, что когда люди встречают-
- 8
-
- Фредерик Перлз Г Е Ш Т А Л Ь Т
- С Е М И Н А Р Ы
- ся, сначала они разыгрывают
гамбит — один говорит: «Ну как дела?»
«Хорошая сегодня погода», а другой
что-нибудь отвечает. Таким образом они
отправляются на поиски общих интересов,
общего мира, где им обоим будет интересно,
где они смогут общаться и, внезапно,
смогут превратиться из Я и Ты в Мы.
Возникает новое явление, Мы, которое
отличается от Я и Ты. Мы не существует,
а состоит Я и Ты, из вечноменяющейся
пограничной зоны, где встретились эти
двое. А когда мы встречаемся там, то в
процессе общения, я меняюсь и ты
меняешься, все меняются, кроме — об
этом мы еще много будем говорить —
кроме людей, у которых есть характер.
Если у вас есть характер, значит вы
выработали ригидную систему. Ваше
поведение становится предсказуемым,
вы теряете способность свободно
контактировать с миром и со своими
ресурсами. Вы реагируете на события
согласно одной жесткой схеме, которую
предписывает характер. То, что я скажу
может показаться парадоксальным: у
самой богатой, самой продуктивной,
творческой личности характера нет.
Наше общество требует, чтобы у человека
был характер и не просто характер, а
хороший характер, чтобы он был
предсказуемым, управляемым и так далее.
-
Давайте подробнее поговорим о
том, как связан организм со своим
окружением; тут мы должны ввести понятие
эго-границы. Граница очерчивает предмет.
Когда у предмета появляются границы,
его можно выделить из окружающей среды.
Сам по себе предмет занимает некоторое
пространство. Возможно, небольшое.
Возможно, он хочет быть больше или
хочет быть меньше — возможно, он не
доволен своим размером. Тут мы
сталкиваемся с еще одной новой
концепцией: желание измениться
основывается на неудовлетворенности.
Каждый раз, когда вы хотите измениться
или изменить свое окружение, основой
всегда является неудовлетворенность.
-
В общем можно сказать, что
границу между организмом и средой мы
воспринимаем как то, что под кожей и
то, что снаружи кожи, но это очень, очень
размытое определение. Например, когда
мы вдыхаем, вдыхаемый
- воздух — это все еще часть
внешнего мира или это уже часть нас?
Если мы съели пищу, мы ее перевариваем,
но нас может и вырвать, так где же
начинается я и где же кончается
чужеродный внешний мир? Так что
эго-граница не фиксированно.. Если она
зафиксировалась, тогда она превращается
в характер, в панцирь, как у черепахи.
У черепахи твердая, фиксированная
граница. Наша кожа не настолько
фиксированная, не говоря уже о дыхании
и прикосновениях. Эго-граница — это
очень, очень важная вещь. Это совершенно
особое явление. В общем, мы можем назвать
эго-границу отделением «я» от «других»,
и в гештальттерапии принято писать
«я» с маленькой буквы. Я знаю, многие
психологи пишут «я» с большой буквы,
как будто «я» — это что-то замечательное,
что-то невероятно ценное. Они отправляются
на поиски «я», как на поиски сокровищ.
«Я» — это всего лишь нечто, отделенное
от других. «Я сам это сделаю», означает,
что больше никто этого делать не будет,
это будет делать только этот организм.
-
Для эго-границы характерны два
явления: отождествление и отчуждение.
Я отождествляю себя со своими движениями:
я говорю, что я двигаю рукой. Когда я
вижу, что вы там сидите в определенной
позе, я не говорю: «Я там сижу», я говорю:
«Вы там сидите». Я отличаю то, что
происходит здесь, от того, что происходит
там, и у этого отождествления есть
несколько аспектов. Я нам куда дороже,
чем другие. Если я отождествляюсь,
скажем, со своей профессией, тогда это
отождествление может стать настолько
сильным, что если я лишусь своей
профессии, то почувствую, что не могу
больше существовать и лучше мне
покончить с собой. Помните, сколько
народу совершило самоубийство в 1929
году, из-за того, что они настолько
отождествились со своими деньгами,
что жизнь стала бессмысленной, когда
они их потеряли.
-
Мы легко отождествляемся со
своей семьей. Если унизили кого-то из
нашей семьи, у нас такое чувство, б у д
-то унизили нас. Вы отождествляетесь
со своими друзьями. Солдаты сто сорок
шестого пехотного полка считают себя
- 10
-
- Фредерик Перлз ГЕШТАЛЬТ-СЕМИНАРЫ
- лучше солдат сто сорок
седьмого, а солдаты сто сорок седьмого
чувствуют себя достойнее солдат сто
сорок шестого. Итак, внутри эго-границы
— связь, любовь, сотрудничество; за
пределами эго-границы — подозрение,
неизвестность, враждебность.
-
Эта граница может легко
изменяться, как в современных войнах
— граница доходит до тех мест, которые,
скажем, контролирует наша авиация. Эту
территорию занимает безопасность,
известность, целостность. А за границей
чужие, враги и, как только встает вопрос
о границах, тут же возникает конфликт.
Если бы мы признавали свое сходство,
мы бы и не подозревали о существовании
границ. Но, поскольку мы охотно признаем
непохожесть, мы тут же сталкиваемся с
проблемой враждебности, отвержения —
отталкивания. «Не подходи к моим
границам», «Не подходи к моему дому»,
«Не подходи к моей семье», «Не подходи
к моим мыслям». Итак, вы уже видите
полярность принятия и отвержения —
аппетита и отвращения. Всегда присутствует
полярность: внутри границ нам все
знакомо, все правильно; за границей
все чужое и неправильное. Внутри хорошо,
снаружи плохо. Наш Бог — правильный
Бог. Другой Бог — чужой Бог. Мои
политические убеждения святы, они мои;
другие политические убеждения —
плохие. Если государство воюет, его
солдаты — ангелы, а все враги — дьяволы.
Наши солдаты заботятся о бедных семьях;
враги их грабят. Любое понятие о добре
и зле, о правильном и неправильном
всегда связано с границей, с тем, по
какую сторону от забора я нахожусь.
-
А теперь я хочу дать вам несколько
минут, чтобы вы это переварили,
прокомментировали и посмотрели, куда
мы забрались. Вы должны немножко
впустить меня в свой мир или выйти из
своего мира во внешнюю среду, например,
на эту сцену.
-
Вопрос: Когда человек влюблен,
его собственные эго-границы расширяются
и включают в себя другого, который до
этого был чем-то внешним?
- Фритц: Да. Эго-граница
превращается в нашу границу: мы с тобой
отделились от всего мира и, в момент
любовного экстаза, мир исчезает.
-
В: Если двое влюблены, принимают
ли они — могут ли они принять друг
друга настолько полно, что их границы
расширятся и полностью включат в себя
всех остальных, или они могут включить
в себя только тех, с кем контактируют?
-
Ф: Ну, это очень интересный и
уместный вопрос. И непонимание этого
приводит к трагедиям и катастрофам.
Обычно мы любим не человека. Это бывает
очень, очень редко. Мы любим определенное
качество этого человека, которое либо
совпадает с нашим поведением, либо
дополняет его, обычно это что-то, что
дополняет нас. Мы думаем, что любим
всего человека, а на самом деле другие
аспекты этого же человека вызывают у
нас отвращение. Поэтому, когда мы с
этим сталкиваемся, когда этот человек
ведет себя так, что вызывает у нас
отвращение, мы, опять-таки, не говорим:
«Вот это твое поведение отвратительно,
хотя, когда ты ведешь себя по-другому,
мне это очень нравится». Мы говорим:
«Ты отвратителен — убирайся из моей
жизни».
-
В: Но, Фритц, разве тоже самое
не относится и к личности? Включаем ли
мы себя в границы целиком? Разве нет
такого, что мы отказываемся включить
в свои эго-границы?
-
Ф: Ну, об этом мы поговорим, когда
дойдем до внутреннего раскола, до
фрагментации личности. Как только вы
говорите: «Я это в себе принимаю», вы
тут же делите личность на я и на себя.
Сейчас я говорю о более или менее полном
контакте организма, а не о патологии.
Вообще-то, среди нас очень мало
целостных людей.
-
В: А как насчет обратной ситуации,
например, ненависти или сильного гнева?
Не сужаются ли от этого эго-границы до
такой степени, что ненависть одного
человека к другому заполняет всю его
жизнь?
-
Ф: Нет. Функция ненависти —
выкинуть кого-нибудь за границу. В
экзистенциальной психиатрии мы ис-
- 12 Фредерик Перлз
ГЕШТАЛЬТ-СЕМИНАРЫ
-
пользуем термин отчуждение,
отвержение. Мы отвергаем человека, а
если его существование представляет
для нас угрозу, мы хотим его уничтожить.
Но это определенно изгнание за границу,
за пределы нашей территории.
-
В: Ну, это я понимаю. Я просто
пытаюсь понять, какая интенсивная
ситуация — интенсивное вовлечение в
какую ситуацию — что делает в эго-границах.
Уменьшает ли она их или делает более
ригидными?
-
Ф: Ну, безусловно делает более
ригидными. Я хотел бы отложить такие
вопросы до разговора о проекциях.
Патология зафиксировала факт, что мы
любим и ненавидим только самих себя.
Где бы ни находился любимый или
ненавидимый предмет, за границей или
внутри нее, это связано с разрывами
границы.
-
В: Фритц, ты упомянул полярность
притяжения и отвращения, но ведь можно
чувствовать и то и другое по отношению
к одному и тому же человеку, а это, как
я понимаю, создает конфликт.
-
Ф: Именно об этом я и говорю. Вас
привлекает не человек; не человек
вызывает у вас отвращение. Если вы
присмотритесь, то увидите, что вас
привлекает определенное поведение или
часть этого человека, и если вы случайно
обнаружите, что одновременно и любите
и ненавидите нечто в одном и том же
человеке, вы тут же попадете в
затруднительное положение. Гораздо
проще испытывать отвращение по отношению
к одному человеку и любить другого.
Сейчас вы любите этого человека, потом
— ненавидите, но если любовь и ненависть
возникают одновременно, вы не знаете,
что делать. Это во многом связано с тем,
что гештальт устроен таким образом,
что только одна фигура, один предмет
может выйти на передний план — поэтому,
в основном, мы думаем о чем-то одном,
потому что если разрядки требуют
противоположные желания или разные
фигуры, то нас охватывает смятение, мы
расщепляемся и фрагментируемся.
-
Я уже вижу, какого рода возникают
вопросы.
- читать скачать
|
|
|