Rambler's Top100
 
логин:   
пароль: 
[ регистрация ]
Флогистон / библиотека / Потребность в новых впечатлениях
Еще в рубрике:

А. Адлер
Комплекс неполноценности и комплекс превосходства


А. Адлер
Мотив власти


A. Бергсон
Две формы памяти


Ф.Б. Березин 
Психическая адаптация и тревога


Леонард Берковиц
Что такое инстинкт?


Н.А.Бернштейн
Физиология движений и активность


Л.И. Божович
Потребность в новых впечатлениях


Г. Г. Бочкарева
Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей


Л. С. Выготский
Проблема культурного развития ребенка


Л. С. Выготский
Причины кризиса в психологической науке


Л. С. Выготский
Методика рефлексологического и психологического исследования


П.Я. Гальперин
К вопросу о внутренней речи


П.Я. Гальперин
К проблеме внимания


Роберт Готтсданкер
Основы психологического эксперимента


Уильям Джеймс
Эмоция


Роберт Джонсон
«ОНА» Глубинные аспекты женской психологии


Пьер Жане
Шоковые Эмоции


Б.В. Зейгарник
Понятия квазипотребности и психологического поля в теории К. Левина


И. Изард
Когнитивные теории эмоций и личности


И. Изард
Теория дифференциальных эмоций


В.Кёлер
Некоторые задачи гештальтпсихологии


Д. Кэмпбелл
Эксперименты и квазиэксперименты


Н.Д. Левитов
Фрустрация как один из видов психических состояний


А.Н. Леонтьев
Психофизиологическая проблема и ее решение в теории деятельности


А.А. Леонтьев
Психолингвистические проблемы порождения фразы


А.Н. Леонтьев
Потребности, мотивы и эмоции


М.И. Лисина
Потребность в общении


К.Лоренц
Для чего нужна агрессия?


К.Лоренц
Так называемое зло. К естественной теории агрессии


А.Р.Лурия
Поражения мозга и мозговая локализация высших психических функций


А.Р.Лурия
Культурные различия и интеллектуальная деятельность


А. Маслоу
Теория человеческой мотивации


А. Маслоу
Пиковые переживания


В. Маунткасл
Организующий принцип функции мозга: Элементарный модуль и распределенная система


Генри А. Мюррей
Thematic Apperception Test. Руководство


Наенко Н. И.
Природа психической напряженности


Л.Ф. Обухова
Преодоление биогенетических подходов к исследованию психики ребенка


Л.Ф. Обухова
Детство как предмет психологического исследования


Г. Олпорт
Личность: проблема науки или искусства?


Г. Олпорт
Функциональная автономия мотивов


Ян Рейковский
Эмоции как процесс, организующий поведение


Ян Рейковский
Эмоции и познавательные процессы — избирательное влияние эмоций


К.Роджерс
Полноценно функционирующий человек


К.Роджерс
Эмпатия


А.И. Розов
Стремление к превосходству как одно из основных влечений


Л.В. Сахарный
Из истории психолингвистики.


В.П. Симонов
Отражательно-оценочная функция эмоций


Е.Д. Соколова, Ф.Б. Березин, Т. В. Барлас
Эмоциональный стресс


Р.Солсо
Введение в когнитивную психологию


Э.Ч.Толмен
Бихевиоризм и необихевиоризм


Д.Н.Узнадзе
Общее учение об установке


Д.Уотсон
Поведение как предмет психологии (бихевиоризм и необихевиоризм)


Леон Фестингер
Введение в теорию диссонанса


Г.Фолькельт
Целостные феномены в изобразительной деятельности детей


Виктор Франкл
Самотрансценденция как феномен человека


З.Фрейд
Некоторые замечания относительно понятия бесознательного в психоанализе


З.Фрейд
Психопатология обыденной жизни


Уильям С.Буллит, Зигмунд Фрейд
Представления о мотивах и личности в психоанализе


П.Фресс, Ж.Пиаже
«Оптимум мотивации»


Поль Фресс
Эмоциогенные ситуации


Х. Хекхаузен
Мотивация достижения


Х. Хекхаузен
Мотивация власти


Х. Хекхаузен
Мотив и мотивация: восемь основных проблем


Х. Хекхаузен
Мотив аффилиации


Х. Хекхаузен
Агрессия


Карен Хорни
Тревожность


К.Г.Юнг
Структура психического бытия человека

Л.И. Божович
Потребность в новых впечатлениях

Божович Л.И. Проблемы формирования личности.
/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.-Воронеж: 1995. С.157–162.

Рассматривая исследования потребностей и мотивов, проводившиеся нашей лабораторией в последние годы, нам хотелось бы, прежде всего, остановиться на анализе психологического механизма развития, происходящего внутри одной и той же потребности, и превращения ее в качественно новые формы. Вскрытие такого механизма является тем более важным, что он приближает нас к решению основной теоретической проблемы, а именно проблемы возникновения специфически человеческих побудителей поведения, так называемых духовных потребностей.

Рассматривая развитие учебных интересов ребенка и переход их в интересы познавательные, мы попытались найти корни этой сложной специфически человеческой потребности. Анализ поведения детей в младенческом возрасте позволяет выдвинуть положение, что у детей при переходе их от периода новорожденностн к младенческому возрасту возникает особая потребность, а именно потребность в новых впечатлениях.

Она выражается в появлении у детей зрительного сосредо-точения, которое в свою очередь изменяет все их поведение и характер их эмоциональных переживаний.

М.Ю. Кистяковская [1] на основании длительных клинических наблюдений утверждает, что зрительные впечатления, начиная с трех-пятинедельного возраста, действуют на ребенка успокаивающе. Если ребенок этого возраста плачет, его можно успокоить, перенеся с кровати, например, на стол. Очутившись в другом, иногда лучше освещенном месте, ребенок начинает переводить глаза с одного предмета на другой и уже больше не кричит, а лежит тихо и спокойно. У ребенка с полутора-двух месяцев можно поддерживать спокойное бодрствование, не меняя места его пребывания, а только привлекая его взгляд к ярким, красочным или блестящим предметам, помещенным на удобную для рассматривания высоту. Когда ребенок перестает смотреть на игрушку, он нередко начинает плакать, однако стоит только вновь привлечь его взгляд к этой же или другой игрушке, как он опять успокаивается и длительно, сосредоточенно смотрит на нее. Согласно наблюдениям М.Ю. Кистяковской, под влиянием зрительных воздействий у ребенка впервые возникает радостное чувство. Он его проявляет при виде красочных, блестящих предметов, но больше всего, когда он смотрит в лицо и прислушивается к голосу разговаривающего с ним взрослого. По-видимому, человеческое лицо представляет для него наиболее сильный комплексный раздражитель.

В настоящее время накоплен уже достаточно большой фактический материал, свидетельствующий о том, что положительные эмоции у младенцев возникают и развиваются лишь под влиянием удовлетворения потребности во внешних впечатлениях. Удовлетворение же собственно биологических потребностей — в пище, кислороде и пр. — приводит лишь к успокоению ребенка, к состоянию удовлетворенности, но не вызывает радостных эмоций.

Н.М. Щелованов [3] утверждает, что отсутствие впечатлений даже у вполне здорового, сытого, хорошо ухоженного ребенка вызывает крик, который прекращается лишь вместе с появлением новых впечатлений. И наоборот, если дети начинают плакать под влиянием боли или голода, то очень часто, если боль и голод не достигли слишком большой интенсивности, плач можно затормозить, показывая ребенку яркие, блестящие игрушки.

Значение потребности детей в новых впечатлениях Н.М. Щелованов раскрывает следующим образом. Известно, что нервно-психическая деятельность и поведение детей, в частности, например, развитие их движений, не являются результатом только органического созревания нервной системы. Для того чтобы обеспечить нормальное нервно-психическое развитие ребенка, мало озаботиться только его питанием и правильным гигиеническим уходом, надо дать ему необходимое воспитание. Воспитание в раннем детстве определяется системой воздействий, вызывающих определенные реакции детей и организующих их нервно-психическую деятельность. Н.М. Щелованов рассказывает, как «дефицит воспитания» даже при самом тщательном питании детей и уходе за ними приводит к задержке их развития в двигательном, умственном и даже физическом отношении. Он утверждает, что при «дефиците воспитания» резко возрастает детская смертность. По-видимому, потребность в новых впечатлениях порождается включением в жизнедеятельность ребенка коры головного мозга. Это делает понятным возникновение такой потребности. Ведь к моменту, когда кора головного мозга вступает в действие, она еще не закончила своего формирования ни в структурном (морфологическом), ни тем более в функциональном отношении. Известно также, что полноценное развитие органа, а тем более такого сложного органа, как полушария головного мозга, возможно лишь в результате его функционирования. Поэтому мозг нуждается в раздражителях, вызывающих его деятельность и тем самым обеспечивающих его морфологическое и функциональное развитие. Р. Я. Лехтман-Абрамович утверждает даже, что удовлетворение потребности во внешних впечатлениях «…так же необходимо для центральной нервной системы, для ее функционирования, как и удовлетворение потребности во сне и прочих органических потребностей ребенка» ([2], стр. 6). Правда, мысль о том, что потребность во внешних впечатлениях является основой психического развития, специфического именно для человека, может быть оспорена аргументом, что наличие внешних раздражителей необходимо для развития и нервной системы животных. Однако здесь следует отметить, что для развития нервной системы животных достаточно тех раздражителей, которые они получают в естественных условиях своей жизни; что же касается коры головного мозга ребенка, то она уже с момента рождения представляет собой орган такой степени сложности, при которой он для своего развития нуждается в специальной организации раздражителей со стороны взрослого человека и в постоянном их усложнении.

Таким образом, потребность в новых впечатлениях первоначально является чисто органической потребностью, но очень скоро (скорее, чем другие органические потребности) она начинает приобретать некоторые специфические особенности, характерные для духовных потребностей человека.

Во-первых, удовлетворение этой потребности, вызывавшее сначала только ускорение развития (так же как удовлетворение других органических потребностей), затем начинает сопровождаться ярко выраженными положительными эмоциями. А это значит, что здесь имеет место стремление к достижению, а не стремление к избавлению от чего-то, что мешает нормальному существованию организма. Таким образом, в противоположность наиболее распространенным концепциям, в которых основной движущей силой психического развития ребенка признается состояние неудовлетворенности, беспокойства, страха и даже фрустрации, наличие потребности во внешних впечатлениях позволяет понять это развитие как результат активности ребенка, связанной с положительными переживаниями. Иначе говоря, движущей силой выступает не слабость ребенка перед окружающей средой, не стремление лишь приспособиться к ней, а напротив, стремление познать действительность и овладеть ею.

Во-вторых, потребность в новых впечатлениях становится как бы ненасыщаемой: чем больше ребенок получает впечатлений, тем в большей степени у него проявляются реакция сосредоточения и положительные эмоции. То и другое снимается только утомлением.

Как же можно понять возникновение указанных особеннос-тей в развитии этой, в своем генезе, органической потребности?

Мы предлагаем для этого следующую гипотезу. Многие наблюдения (и в частности те, которые были сделаны Н.М. Щеловановым, М.Ю. Кистяковской и др., уже излагавшиеся нами) показывают, что ребенок при удовлетворении потребности испытывает не только состояние довольства и успокоения, но при каких-то, пока еще не достаточно изученных условиях и сильные положительные эмоции. По-видимому, эти эмоциональные переживания связаны с поиском удовлетворения потребности и с самим процессом ее удовлетворения. Стремясь продолжить, оживить или усилить эти переживания, ребенок (да и взрослый человек) начинает либо совершенствовать предмет ее удовлетворения, либо искать новые способы этого удовлетворения. По существу именно здесь возникает качественно новая форма потребности (ее психическая форма), когда человека побуждает к действию не нужда в чем-либо, не недостаток, а стремление к новому переживанию — к овладению, к достижению. Так, в процессе удовлетворения почти любой первичной органической потребности у человека возникает новая психическая ее форма. Человек не просто хочет быть сытым, он хочет получить от еды удовольст-вие, в связи с этим он совершенствует продукты питания, определенным образом обставляет его процесс. Таким образом, психические, духовные потребности становятся ненасыщаемыми, приобретают возможность самодвижения. Правда, в тех случаях, когда такое самодвижение приобретают примитивные потребности, это самодвижение ведет не к прогрессу данных потребностей, а к их извращению, что может принести значительный вред человеку. Примером этого может служить возникновение и развитие гурманства, половые извращения, а также разного вида наркомании.

В 1971 г. в психиатрической клинике под руководством Б. В. Зейгарник было проведено исследование того процесса, который приводит к возникновению алкоголизма. На основе тщательного анализа истории болезни целого ряда алкоголиков было установлено, что первоначально все эти люди прибегали к вину исключительно ради того, чтобы пережить то состояние подъема, внутренней свободы, ощущение своей силы, которые возникают при опьянении. Поэтому чаще всего пристрастие к вину возникало у людей, страдающих чувством неполноценности, неудачников или людей, не удовлетворенных своей жизнью. Однако постепенно они все чаще и чаще прибегали к алкоголю, с каждым разом увеличивали его дозы. Последнее в свою очередь влияло на организм больного, рождая у него совершенно новую органическую потребность в алкоголе.

Возникновение же самодвижения потребностей высокого духовного порядка, например, потребности в познании, в искусстве, в творчестве, в достижении моральных и общественных ценностей, необходимо для полноценного формирования личности человека. Более того, отсутствие роста этих потребностей, обеспечивающих активное функционирование человеческих способностей, обязательно ведет сначала к застою личности, а затем и к ее распаду. Напротив, при развитии духовных потребностей человека будет решена проблема внутренней стимуляции его активности и непрекращающегося совершенствования его личности.

Литература

  1. Кистяковская М.Ю. О стимулах, вызывающих положительные эмоции у ребенка первых месяцев жизни. «Вопросы психологии», 1965, 2.
  2. Лехтман-Абрамович Р.Я., Фрадкина Ф.И. Этапы развития игры и действий с предметами в раннем детстве. М., Медгиз, 1949.
  3. Щелованов Н.М. Ясли и дома ребенка. Задачи воспитания. Гл. 1. «Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях». М., Медгиз, 1960.


Все статьи автора:

Л.И. Божович
Потребность в новых впечатлениях


Версия для печати
Добавить в «любимые статьи»

Информация об авторе: Л.И. Божович
Опубликовано: September 1, 2002, 12:00 am

© Copyright "Флогистон: Психология из первых рук" 1998-2004. О проекте По вопросам сотрудничества обращайтесь на адрес
[AD] [AD] [AD] Посетители:
1632012 / 3913 / 897 / 93 / 540
Обновления сайта в формате rss
spa2me@yandex.ru